С 1 марта 2022 года произошли изменился порядок проведения проверок ККТ. Соответствующие изменения были внесены в Закон № 54-ФЗ Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ.
И теперь проведение проверок ККТ регулируется не Законом № 54-ФЗ, а следующими нормативными актами:
По новым правилам плановые проверки ККТ не проводятся, а внеплановые проверки ККТ теперь заменено на понятие " государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ". Государственный контроль и надзор включается в себя следующие контрольные и надзорные мероприятия (далее - КНМ):
Первые два КНМ проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом, остальные три КНМ осуществляются при взаимодействии с проверяемым лицом. Проводят КНМ в отношении применения ККТ по-прежнему налоговые органы.
Кроме того, появилось в законодательстве новое понятие - "профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в рамках которых налоговики проводят следующие профилактические мероприятия:
В 2022 году были введены ограничения на проведение внеплановых КНМ в отношении применения ККТ (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). В частности, КНМ, которые предусматривают взаимодействием с проверяемым лицом (контрольные закупки, выездные проверки), налоговики могли проводить только при согласовании с органами прокуратуры и только по решению руководителя или заместителя руководителя ФНС РФ.
Без согласования с органами прокуратуры в 2022 году налоговики вправе были проводить:
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 были внесены изменения в Постановление № 366, согласно которым ограничения на проведение внеплановых КНМ в отношении применения ККТ продлены на 2023 год.
При этом появились исключения из установленных выше правил.
Во-первых, в 2023 году налоговики вправе провести внеплановую проверку ККТ при выявлении индикатора риска нарушения обязательных требований, установленного приказом Минфина РФ от 01.032022 № 27н (отсутствие в течение 60 календарных дней фискальных данных в виде фискальных документов в автоматизированной информационной системе налоговых органов при наличии зарегистрированной ККТ). Для проведения такой проверки не требуется решение руководителя или заместителя руководителя ФНС РФ, но необходимо согласование с органами прокуратуры.
Во-вторых, в 2023 году налоговики вправе провести незамедлительно провести контрольную закупку, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований. При этом не требуется ни решение руководителя (заместителя руководителя) ФНС РФ, ни согласования с органами прокуратуры.
Порядок проведения КНМ в 2023 году изложен в письме ФНС РФ от 30.01.2023 № Д-5-20/7, которые было направлено Управлениям ФНС РФ по субъектам РФ.
Основанием для проведения КНМ без задания является, в том числе наличие у налоговиков сведений о нарушениях пользователями ККТ законодательства о применении ККТ или об возможных нарушения. Эти сведения налоговики получают:
После рассмотрения этой информации руководителю (заместителю руководителя) налогового органа направляется мотивированное представление:
Порядок рассмотрения обращений, содержащих информацию о возможных нарушениях требований законодательства РФ о применении ККТ, изложен в Письме ФНС России от 30.08.2022 № АБ-4-20/11366@.
Вся информация, поступившая в налоговые органы из открытых источников, а также из жалоб и обращений оценивается с точки зрения достоверности и при необходимости налоговики:
1) запрашивают дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
2) запрашивают у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений (представление таких пояснений и иных документов не является обязательным);
3) обеспечивают проведение наблюдение и выездное обследование.
Налоговики обязаны установить личность гражданина или работника организации, который обратился в налоговые органы и предупредить его об ответственности. Если будет установлено, что гражданин или работник организации направил налоговикам заведомо ложную информацию, то с него в судебной порядке будут взысканы расходы, которые налоговый орган понес в связи с рассмотрением поступившего обращения.
Если достоверность информации о нарушении законодательства РФ о ККТ, поступившая в налоговые органы, подтвердилась, то инспектор передает руководителю налогового органа мотивированное представление о проведении КНМ. Если достоверность информации не подтвердилась, то руководителю налогового органа инспектор направляет мотивированное представление о направлении Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Если же личность обратившего лица не установлена, то готовится мотивированное представление об отсутствии основания для проведения КНМ.
Обратите внимание! Мотивированное представление о проведении КНМ и проект Решения о его проведении может быть направлено на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС РФ через Управление оперативного контроля ФНС РФ строго при одновременном наличии следующих критериев:
1) сведения, содержащиеся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов, сеть объектов по оказанию услуг;
2) сведения о неприменении ККТ содержат достаточные данные, указывающие на наличие события адм. правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к адм. ответственности по ч. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).
В ходе наблюдения налоговики собирают и анализируют данные об объектах контроля. Для этого используется
Если в ходе наблюдения будут выявлены нарушения законодательства РФ о ККТ, то мотивированное представление о проведении документарной проверки и проект Решения о ее проведении могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС РФ строго при одновременном наличии следующих критериев:
1) налогоплательщик осуществляет свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов, сеть объектов по оказанию услуг;
2) у налогоплательщика
3) налогоплательщик
4) сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события адм. правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к адм. ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).
Кроме того, мотивированное представления о проведении документарной проверки вместе с проектом Решения о ее проведении может быть направлено на рассмотрению руководителю (заместителю руководителя) ФНС РФ через Управление оперативного контроля ФНС РФ в отношении налогоплательщиков, результат наблюдения за соблюдением обязательных требований у которых показал наличие фактов осуществления расчетов БЕЗ применения ККТ на сумму более 1 млн. рублей.
ФНС РФ рассмотрит мотивированные представления о проведении документарной проверки, поступившие от территориальных налоговых органов, и при отсутствии замечаний по ним направит в адрес Управления Решение о ее проведении.
Информация о проведении документарной проверки размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в которой формируется соответствующий QR-код, который наносится на:
По результатам документарной проверки налоговики принимают решение о возбуждении административного правонарушения с учетом п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ и п. 9 Постановления № 336.
Поскольку для проведения выездного обследования не требуется специального решения о проведении КНМ, налоговики на местах проводят такие мероприятия для того, чтобы оценить, соблюдает ли организация или ИП законодательство о применении ККТ.
Как правила, выездное обследование проводится в отношении "недобросовестных" налогоплательщиков, которые после получения предупреждения не изменили модель своего поведения и продолжают нарушать законодательство о применении ККТ.
В группу риска попасть под выездное обследование попадают организации или ИП, которые:
Выездное обследование проводится по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, организации или ее обособленного подразделения на общедоступных объектах (открытых для посещения неограниченным кругом лиц). При этом взаимодействие с проверяемым лицом не допускается и проверяемому лицу не сообщается о проведении КНМ.
Срок проведения выездного обследования одного объекта - не более 1 рабочего дня. И если в ходе этого КНМ налоговики выявят признаки нарушений порядка применения ККТ, то они вправе незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) провести контрольную закупку без согласования с прокуратурой.
Контрольная закупка - это мероприятие, в ходе которого налоговики совершают действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований законодательства пользователями ККТ при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. О проведении контрольной закупки проверяемые лица не уведомляются.
Для проведения контрольной закупки в рамках выездного обследования налоговики оформляют Решение о ее проведении и направляют сведения о ней в органы прокуратуры. На этом им отводится 24 часа после принятия Решения. К указанным сведениям необходимо приложить копию Решения о проведении контрольной закупки и документы, подтверждающие наличие оснований для ее проведения.
Контрольная закупка проводится либо в присутствии 2х свидетелей или 2х налоговых инспекторов, либо с применением видеозаписи, за исключением случаев проведения дистанционной контрольной закупки.
После завершения контрольной закупки налоговики объявляют о ее проведении, предъявляют работникам организации (ИП) свои служебные удостоверения и копию решения о проведении контрольной закупки.
Если с момента начала проведения контрольной закупки и до момента ее завершения налоговики не получат чек ККТ, они обязаны составить Акт контрольной закупки.
В течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки налоговики обязаны внести информацию о контрольной закупке в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ). В ЕРКНМ формируется QR-код, который наносится на Решение о проведении контрольной закупки и на Акт контрольной закупки. QR-код позволяет перейти на страницу в сети Интернет, которая содержит запись в ЕРКНМ о контрольной закупке.
Акт контрольной закупки с нанесенным на него QR-кодом передается проверяемому лицу. После этого проверяющие обязаны выдать нарушителю Предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении.