Главная/Статьи/Проверки ККТ в 2023 году

Проверки ККТ в 2023 году

Проверки ККТ в 2023 году

Изменения в законодательстве в отношении проверок ККТ

С 1 марта 2022 года произошли изменился порядок проведения проверок ККТ. Соответствующие изменения были внесены в Закон № 54-ФЗ Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ.

И теперь проведение проверок ККТ регулируется не Законом № 54-ФЗ, а следующими нормативными актами:

  • Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ",
  • Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей"

По новым правилам плановые проверки ККТ не проводятся, а внеплановые проверки ККТ теперь заменено на понятие " государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ". Государственный контроль и надзор включается в себя следующие контрольные и надзорные мероприятия (далее - КНМ):

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований,
  • выездное обследование,
  • контрольная закупка,
  • документарная проверка,
  • выездная проверка без уведомления проверяемого лица.

Первые два КНМ проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом, остальные три КНМ осуществляются при взаимодействии с проверяемым лицом. Проводят КНМ в отношении применения ККТ по-прежнему налоговые органы.

Кроме того, появилось в законодательстве новое понятие - "профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в рамках которых налоговики проводят следующие профилактические мероприятия:

  • информирование,
  • обобщение правоприменительной практики,
  • консультирование,
  • профилактический визит,
  • объявление предостережения.

Мораторий на проведение внеплановых проверок в 2022 году

В 2022 году были введены ограничения на проведение внеплановых КНМ в отношении применения ККТ (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). В частности, КНМ, которые предусматривают взаимодействием с проверяемым лицом (контрольные закупки, выездные проверки), налоговики могли проводить только при согласовании с органами прокуратуры и только по решению руководителя или заместителя руководителя ФНС РФ.

Без согласования с органами прокуратуры в 2022 году налоговики вправе были проводить:

  • профилактические мероприятия,
  • КНМ без взаимодействия с проверяемым лицом (наблюдение и выездное обследование),
  • документарные проверки.

Изменения в порядке проведения проверок в 2023 году

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 были внесены изменения в Постановление № 366, согласно которым ограничения на проведение внеплановых КНМ в отношении применения ККТ продлены на 2023 год.

При этом появились исключения из установленных выше правил.

Во-первых, в 2023 году налоговики вправе провести внеплановую проверку ККТ при выявлении индикатора риска нарушения обязательных требований, установленного приказом Минфина РФ от 01.032022 № 27н (отсутствие в течение 60 календарных дней фискальных данных в виде фискальных документов в автоматизированной информационной системе налоговых органов при наличии зарегистрированной ККТ). Для проведения такой проверки не требуется решение руководителя или заместителя руководителя ФНС РФ, но необходимо согласование с органами прокуратуры.

Во-вторых, в 2023 году налоговики вправе провести незамедлительно провести контрольную закупку, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований. При этом не требуется ни решение руководителя (заместителя руководителя) ФНС РФ, ни согласования с органами прокуратуры.

Порядок проведения КНМ в 2023 году изложен в письме ФНС РФ от 30.01.2023 № Д-5-20/7, которые было направлено Управлениям ФНС РФ по субъектам РФ.

Основания для проведения КНМ

Основанием для проведения КНМ без задания является, в том числе наличие у налоговиков сведений о нарушениях пользователями ККТ законодательства о применении ККТ или об возможных нарушения. Эти сведения налоговики получают:

  • из жалоб и обращений граждан и организации о неприменении ККТ, а также из открытых источников (информация от органов гос. власти, местного самоуправления, из средств массовой информации);
  • по результатам КНМ, проведенных без взаимодействия с проверяемым лицом (наблюдение, выездное обследование).

После рассмотрения этой информации руководителю (заместителю руководителя) налогового органа направляется мотивированное представление:

  • либо о проведении КНМ,
  • либо о направлении предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства о применении ККТ,
  • либо от отсутствии оснований для проведения КНМ.

Документарные проверки

Отбор кандидатов для проведения документарной проверки на основании поступившей информации о неприменении ККТ

Порядок рассмотрения обращений, содержащих информацию о возможных нарушениях требований законодательства РФ о применении ККТ, изложен в Письме ФНС России от 30.08.2022 № АБ-4-20/11366@.

Вся информация, поступившая в налоговые органы из открытых источников, а также из жалоб и обращений оценивается с точки зрения достоверности и при необходимости налоговики:

1) запрашивают дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;

2) запрашивают у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений (представление таких пояснений и иных документов не является обязательным);

3) обеспечивают проведение наблюдение и выездное обследование.

Налоговики обязаны установить личность гражданина или работника организации, который обратился в налоговые органы и предупредить его об ответственности. Если будет установлено, что гражданин или работник организации направил налоговикам заведомо ложную информацию, то с него в судебной порядке будут взысканы расходы, которые налоговый орган понес в связи с рассмотрением поступившего обращения.

Если достоверность информации о нарушении законодательства РФ о ККТ, поступившая в налоговые органы, подтвердилась, то инспектор передает руководителю налогового органа мотивированное представление о проведении КНМ. Если достоверность информации не подтвердилась, то руководителю налогового органа инспектор направляет мотивированное представление о направлении Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Если же личность обратившего лица не установлена, то готовится мотивированное представление об отсутствии основания для проведения КНМ.

Обратите внимание! Мотивированное представление о проведении КНМ и проект Решения о его проведении может быть направлено на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС РФ через Управление оперативного контроля ФНС РФ строго при одновременном наличии следующих критериев:

1) сведения, содержащиеся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов, сеть объектов по оказанию услуг;

2) сведения о неприменении ККТ содержат достаточные данные, указывающие на наличие события адм. правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к адм. ответственности по ч. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).

Отбор кандидатов для проведения документарной проверки на основании наблюдения за соблюдением обязательных требований

В ходе наблюдения налоговики собирают и анализируют данные об объектах контроля. Для этого используется

  • информация, которая уже имеется у налоговых органов,
  • информация, которая содержится в государственных и муниципальных информационных системах,
  • информация из сети Интернет и других общедоступных источников.

Если в ходе наблюдения будут выявлены нарушения законодательства РФ о ККТ, то мотивированное представление о проведении документарной проверки и проект Решения о ее проведении могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС РФ строго при одновременном наличии следующих критериев:

1) налогоплательщик осуществляет свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов, сеть объектов по оказанию услуг;

2) у налогоплательщика

  • или отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности
  • или ККТ не применяется в установленных случаях;

3) налогоплательщик

  • или ранее привлечен к адм. ответственности в виде предупреждения или адм. штрафа за неприменение ККТ,
  • или в его адрес направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства РФ о применении ККТ, которое не исполнено;

4) сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события адм. правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к адм. ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).

Кроме того, мотивированное представления о проведении документарной проверки вместе с проектом Решения о ее проведении может быть направлено на рассмотрению руководителю (заместителю руководителя) ФНС РФ через Управление оперативного контроля ФНС РФ в отношении налогоплательщиков, результат наблюдения за соблюдением обязательных требований у которых показал наличие фактов осуществления расчетов БЕЗ применения ККТ на сумму более 1 млн. рублей.

ФНС РФ рассмотрит мотивированные представления о проведении документарной проверки, поступившие от территориальных налоговых органов, и при отсутствии замечаний по ним направит в адрес Управления Решение о ее проведении.

Информация о проведении документарной проверки размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в которой формируется соответствующий QR-код, который наносится на:

  • Решение о проведении документарной проверки,
  • Требование о представлении документов (письменных пояснений),
  • Акт документарной проверки.

По результатам документарной проверки налоговики принимают решение о возбуждении административного правонарушения с учетом п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ и п. 9 Постановления № 336.

Выездное обследование

Поскольку для проведения выездного обследования не требуется специального решения о проведении КНМ, налоговики на местах проводят такие мероприятия для того, чтобы оценить, соблюдает ли организация или ИП законодательство о применении ККТ.

Как правила, выездное обследование проводится в отношении "недобросовестных" налогоплательщиков, которые после получения предупреждения не изменили модель своего поведения и продолжают нарушать законодательство о применении ККТ.

В группу риска попасть под выездное обследование попадают организации или ИП, которые:

  • не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяет ее в установленных случаях,
  • нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ;
  • были ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства РФ о применении ККТ,
  • получили предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства РФ о применении ККТ, но не исполнили его;
  • по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства РФ о применении ККТ, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.

Выездное обследование проводится по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, организации или ее обособленного подразделения на общедоступных объектах (открытых для посещения неограниченным кругом лиц). При этом взаимодействие с проверяемым лицом не допускается и проверяемому лицу не сообщается о проведении КНМ.

Срок проведения выездного обследования одного объекта - не более 1 рабочего дня. И если в ходе этого КНМ налоговики выявят признаки нарушений порядка применения ККТ, то они вправе незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) провести контрольную закупку без согласования с прокуратурой.

Контрольная закупка в рамках выездного обследования

Контрольная закупка - это мероприятие, в ходе которого налоговики совершают действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований законодательства пользователями ККТ при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. О проведении контрольной закупки проверяемые лица не уведомляются.

Для проведения контрольной закупки в рамках выездного обследования налоговики оформляют Решение о ее проведении и направляют сведения о ней в органы прокуратуры. На этом им отводится 24 часа после принятия Решения. К указанным сведениям необходимо приложить копию Решения о проведении контрольной закупки и документы, подтверждающие наличие оснований для ее проведения.

Контрольная закупка проводится либо в присутствии 2х свидетелей или 2х налоговых инспекторов, либо с применением видеозаписи, за исключением случаев проведения дистанционной контрольной закупки.

После завершения контрольной закупки налоговики объявляют о ее проведении, предъявляют работникам организации (ИП) свои служебные удостоверения и копию решения о проведении контрольной закупки.

Если с момента начала проведения контрольной закупки и до момента ее завершения налоговики не получат чек ККТ, они обязаны составить Акт контрольной закупки.

В течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки налоговики обязаны внести информацию о контрольной закупке в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ). В ЕРКНМ формируется QR-код, который наносится на Решение о проведении контрольной закупки и на Акт контрольной закупки. QR-код позволяет перейти на страницу в сети Интернет, которая содержит запись в ЕРКНМ о контрольной закупке.

Акт контрольной закупки с нанесенным на него QR-кодом передается проверяемому лицу. После этого проверяющие обязаны выдать нарушителю Предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении.

Теги Контрольная закупка КНМ Проверки Выездное обследование Изменения в законодательстве ККТ
Следите за нами
О компании
Общество с ограниченной ответственностью "Консалтинг Успешного Бизнеса" (ООО "КУБ") создана в 2010 году. Оказывает услуги по организации обучения в форме семинаров, вебинаров, индивидуальных консультаций и корпоративного обучения
г. Москва, Волков пер., д. 4  (ст. м. Краснопресненская)
Copyright © 2010 - 2021